Корзина

ИТ во время пандемии. Как директор по информационным технологиям должен изменить работу своей компании

29.03.2020
ИТ во время пандемии. Как директор по информационным технологиям должен изменить работу своей компании

Средняя готовность, высокая обеспокоенность

В ходе опроса, проведенного на вебинаре Gartner по непрерывности бизнеса, прошедшего в начале марта, только 12% респондентов (из 1,5 тыс. участников мероприятия) выразили уверенность, что их компании хорошо подготовлены к эпидемии. 56% сказали, что в той или иной мере готовы, 11% признались в том, что скорее не готовы или не готовы к ней полностью. Остальные отмолчались.

При этом 26% полагали, что бизнес от коронавируса не пострадает или пострадает незначительно, 57% ожидали снижения деловой активности, еще 16% — существенных проблем. А 1% даже высказал опасение, что компания вообще прекратит функционирование.

opros_gartner1.png

Источник: Gartner, 2020

Комментируя результаты опроса, в Gartner отметили, что, как правило, в компаниях есть политики, позволяющие справиться со многими проблемами, которые вызывает коронавирус. Однако беда в том, что принцип «Пока гром не грянет...» интернационален и на практике с принятием мер запаздывают, а когда их начинают применять, выясняется, что заранее запланированных мер уже недостаточно...

Так, во время вебинара вопрос «Что будет делать компании, если один из сотрудников заболеет?» рассматривался, но скорее в теоретической плоскости. За прошедшие две недели на домашнюю работу была переведена существенная часть работников многих компаний (порой даже если у них не было заболевших коллег). И советы о том, как организовать «удаленку», стали весьма насущными .

Как организовать работу на дому

Рекомендаций на тему «как перестать беспокоиться и начать работать из дома» множество. Особенно — рекомендаций вынужденным домоседам. Они достаточно тривиальны.

Первое, что советуют новым надомникам — обеспечить себе удобное рабочее место. Если обычно дома пользовались ноутбуком — купить (или взять с работы) полноценный монитор, эргономичное кресло, пользоваться полноразмерной клавиатурой и «нормальной» мышкой, соблюдать приблизительно такой же режим дня, как и на работе и т. д. и т. п.

А, главное, убедить всех домашних, что пребывание дома — это не отпуск, а все та же работа. Последнее, как свидетельствует практика, очень трудно.

Что делать директору по ИТ

Рекомендации ИТ-директорам можно разбить на три главных раздела. Первый касется обеспечения функционирования ИТ-систем предприятия и поддержки удаленных пользователей. Второй — обеспечения безопасности удаленной работы. А третий — поддержке и совершенствованию работы с клиентами.

Корпоративные системы и удаленные пользователи

Главное для ИТ-директора — несмотря ни на что обеспечить работу главных корпоративных ИТ-систем. Маловажные работы по их совершенствованию можно и нужно отложить «на потом», но необходимо создать запасы критически важного оборудования и расходных материалов.

Также необходимо быть в курсе дел у поставщиков услуг и иметь представление о том, что делать, если, например, пандемия выкосит сотрудников облачного провайдера. Или где взять инженера по обслуживанию сетевой инфраструктуры, если твой собственный, несмотря на обилие емкостей с санитайзерами и мотивирующих плакатов, все-таки слег.

Для обеспечения взаимодействия с удаленными пользователями ИТ-директору необходимо понять их типичные рабочие процессы, оценить, насколько интенсивно они будут обращаться к ИТ-системам и обеспечить необходимую пропускную способность каналов для доступа к корпоративным ресурсам (на всякий случай стоит удостовериться, что у всех удаленных сотрудников есть достаточно качественный доступ в интернет).

А также обеспечить ИТ-поддержку новых (или по-новому востребованных) процессов — например корпоративного чата, систем аудио- и видеоконференций. Они должны быть удобны, безопасны и не требовать слишком высокой пропускной способности.

Безопасность превыше всего

В эпоху BYOD и «теневых ИТ » проблемами, которые доставляют удаленные пользователи, никого не удивить. Однако «размер имеет значение» — количество тех, кто будет пользоваться облачными дисками для обмена документами и незащищенным доступом — для доступа к «главным» ИТ-системам предприятия резко возрастет и будут они это делать не время от времени, а постоянно.

При этом не все сотрудники осознают, что от хакеров их теперь отделяет не корпоративный фаейрвол, а лишь бесплатный (как правило) антивирус. Такая ситуация — раздолье для хакеров, которые, конечно, постараются ею воспользоваться. Собственно — уже, в изобилии начали создаваться фишинговые сайты, посвященные распространению коронавируса.

Соответственно, задачи ИТ-отдела — предостеречь сотрудников от излишнего любопытства и обеспечить им какие-то дополнительные средства защиты, например — надежное VPN-соединение и средства обмена файлами; обеспечить безопасность пользовательских устройств, надежность процесса их идентификации при подключении к корпоративным ресурсам.

И, конечно, надо наладить процесс обучения — и новым рабочим процессам и следованию политики безопасности.

Возможности для бизнеса

Цифровые платформы взаимодействия с поставщиками и клиентами есть практически во всех компаниях. В условиях тенденции к минимизации общения они начинают играть гораздо большую роль, даже в B2B-сегменте, тяготеющем к личному общению поставщиков с заказчиками. Выиграют те компании, которые смогли грамотно оцифровать процессы взаимодействия с покупателями: предоставления им информации о товарах, размещения заказов, отслеживания их доставки.

Поскольку далеко не всякий товар или услуга могут быть куплены в процессе самообслуживания, то на ИТ-отдел ложится и задача обеспечения удаленного взаимодействия сотрудников с заказчиками. Безопасного, комфортного и надежного — огрехи в видеоконференцсвязи, терпимые во внутрикорпоративной среде, нетерпимы при взаимодействии с внешними контрагентами.

Фраза про то, что кризис — это и новые возможности, навязла на зубах, однако для ИТ-директора сейчас самое время убедить бизнес-руководство, что инвестиции в ИТ — это инвестиции в бизнес.